Социальное развитие и самообслуживание ребенка с проблемами в развитии

Ребенок с проблемами в развитии

Малышу в возрасте от двух до трех лет нужно научиться:

1. Делиться с другими по просьбе.
Это упраж­нение подготавливает ребенка к совместной игре, в которой дети старше трех лет должны уметь делиться игрушками со сверстниками.

Как это делать?
Возьмите две игрушки. Протяните одну игрушку ребенку и скажите: «Я хочу с тобой поделиться. Давай будем играть вместе». Затем отдайте игрушки ребенку и попросите: «Дай мне одну игрушку. Мы будем играть с тобой вместе».

Учите малыша делиться печеньем, дольками фруктов, кусочком булочки. Хвалите малыша, если он сам захотел поделиться с вами.

2. Слушаться взрослых.
Выполнение требований взрослых — это одно из необходимых условий успешного воспитания и обучения ребенка с пробле­мами.

Как это делать?

Появление в семье ребенка с проблемами в развитии становится тяже­лым эмоциональным испытанием для его родителей. Довольно часто ро­дители, жалея своего малыша, начинают чрезмерно баловать его, разре­шая ему делать то, чего не позволили бы обычному ребенку. Иногда это приводит к тому, что малыш не слушается взрослых и начинает негатив­но реагировать на запреты. Постарайтесь с самого начала научиться ра­зумно относиться к поступкам своего ребенка. Если малыш не слушается вас или делает то, чего делать нельзя, вы должны показать, что вам не нравится его поведение.

Как можно раньше научите ребенка понимать значение слов «нельзя» и «надо». Будьте последовательны в своих поступках, не разрешайте сегод­ня делать ребенку то, что вы запрещали ему вчера. Научите малыша понимать, что есть действия, которые вы всегда будете запрещать и за которые можно даже наказать.

Особенно это касается тех действий, ко­торые могут нанести вред здоровью самого ребенка или его близких.
Как можно раньше научите малыша соблюдать режим (время приема пищи, укладывания спать). Постарайтесь, чтобы эти режимные моменты проходили в одно и то же время. Заранее сообщайте малышу о том, что он сейчас будет делать: «Сейчас мы с тобой будем обедать. Пойдем вы­моем руки и сядем за стол». Хвалите малыша, если он вас слушается.

3. Избегать источников опасности.
Для ребенка важно как можно рань­ше научиться распознавать источники опасности и избегать их дома и вне его. Ребенок должен обязательно научиться реагировать на запрет и слова «Нельзя, это опасно». Вот некоторые источники опасности, к которым малыш не должен приближаться:

  • горячие предметы (утюг, плита, горячая вода, электронагревательные приборы);
  • открытый огонь (горящий камин, костер на улице, горелки газовой плиты);
  • острые предметы (ножницы, ножи, иголки);
  • розетки и источники питания;
  • движущийся транспорт;
  • открытые окна в многоэтажных домах;
  • медикаменты и препараты бытовой химии.

Как это делать?

Никогда специально не демонстрируйте ребенку источники опасности.
Попытайтесь свести к минимуму возможные источники опасности дома. Например, используйте специальные заглушки на розетки, не оставляйте медикаменты в доступном для ребенка месте и т. д.
Объясняйте малышу возможность опасности в конкретной создавшейся ситуации. Категорически строгим тоном произнесите «Этого делать нельзя, это опасно. Не трогай утюг, ты можешь обжечь пальцы». Не кричите на ребенка и не пугайте его. Объясните малышу, почему этого делать нельзя, и отвлеките его интересной игрой.

4. Помогать в домашних делах.

Формируйте у ребенка желание быть по­хожим на взрослых, поощряйте его стремление помогать вам в несложной до­машней работе.

Как это делать?

С самого начала воспитывайте в ребенке стремление быть как можно са­мостоятельнее и желание быть полезным для окружающих. Ребенок будет быстрее учиться чему-то на вашем примере. Привлекайте малыша к любым доступным для него видам деятельности.

Попросите малыша помочь вам убрать комнату. Начните с игру­шек самого малыша. Храните игрушки в кра­сивом пластиковом ящике или в картонной коробке, обклеенной яркой бумагой.
Дайте малышу мягкую тряпочку, которой он будет вытирать пыль, так же как это де­лаете вы.
Купите малышу игрушечный совок и щетку для подметания. Попросите его помочь вам, когда вы подметаете пол в квартире. Конеч­но, вам придется поправлять то, что делает ваш ребенок, зато малыш будет стремить­ся сделать что-нибудь самостоятельно. Обязательно хвалите малыша даже за незначительную помощь.

5. Есть с ложки.
Обучая малыша этому навыку, воспитывайте в нем эстетическое отношение к еде. Купите малышу удобную для захвата ложку, красивую тарелку.

Как это делать?
Приготовьте любимое блюдо вашего малыша, лучше густую кашицеоб­разную пищу. Положите ложку на тарелку и сядьте справа от ребенка. Объясните малышу, что вы будете вместе обедать. Многие родители вол­нуются, когда малыш ест неопрятно и проливает на себя содержимое тарелки. Постарайтесь сохранять ровное настроение за обеденным сто­лом, не сердитесь на ребенка, если он ест медленно и неаккуратно. У вас может возникнуть желание покормить ребенка, потому что у вас полу­чится быстрее. Постарайтесь удержаться: малышу нужно тренироваться, чтобы научиться есть самостоятельно. Помните, что нужно когда-то с чего-то начинать.

Учите ребенка показывать вам, что он наелся. Будьте внимательны, ког­да ребенок хочет вам сказать или показать, что он сыт.
Обеденное время — хорошая возможность познакомить ребенка со зна­чением новых слов. Объясните малышу значения слов: «горячий — хо­лодный», «много — мало», «вкусный — невкусный», «сладкий — соленый — кислый».

6. Есть с вилки.
Упражнение направлено на то, чтобы помочь ребенку освоить более тонкие моторные навыки, чем во время еды ложкой.

Как это делать?

Положите на тарелку большие кусочки варе­ных овощей, мяса или другой еды, которую удобно накалывать на вилку. Рядом с тарел­кой положите вилку. Расскажите малышу о том, что он сейчас будет есть, описывая еду словами, которые характеризуют вкус и температуру блюда (горячая, теплая, холодная, сладкая, соленая и т. п.).

Обхватите руку ребенка своей рукой, помогите ему наколоть один кусочек, поднести вилку ко рту и съесть его. Объясните малышу, что снимать ку­сочек с вилки нужно аккуратно, чтобы не пораниться. Побудите его попробовать есть самостоятельно. Хвали­те ребенка, если во время еды он не роняет кусочки.

7. Пить через соломинку.
Это упражнение полезно для детей в период ак­тивного овладения речью. Всасывая жидкость через соломинку, ребенок учится управлять органами ротовой полости — вытягивать губы трубочкой, ощущать движения языка. Научившись пить через соломинку, ребенок сможет пить соки и молоко из пакетика, например, во время прогулки на улице.

Как это делать?

Лучше использовать прозрачную соломинку толщиной 7—10 миллимет­ров и длиной 30 сантиметров. Наполните прозрачный стакан соком, компотом или любым другим напитком, который нравится вашему ма­лышу. Обратите его внимание на то, что жидкость из стакана попадает в соломинку. Покажите ребенку, как нужно делать сосательное движение. По мере овладения умением уменьшайте диаметр соломинки.

8. Самостоятельно мыть и вытирать руки.
Упражнение учит ребенка действовать в определенной последовательности, развивает координацию дви­жений рук.

Как это делать?

Для того чтобы ребенок мог мыть руки самостоятельно, поставьте рядом с умывальником маленькую табуретку. Встаньте позади ребенка и, на­правляя движения его рук, откройте сначала кран с холодной водой и четко скажите: «Вода холодная, давай сделаем ее потеплее». Помогите ребенку открыть кран с горячей водой. Научите малыша делать воду нужной температуры. Уме­ние делать все это самостоятельно — огромный шаг вперед для малыша. Возьмите мыло и покажите, как намыли­вать и тереть руки. Попросите его по вторить ваши движения. Затем про­демонстрируйте     малышу, как нужно смыть пену с рук и последовательно закрыть краны — снача­ла с горячей, затем с холодной водой.

После того как малыш вымоет руки, покажите, как их вытереть по­лотенцем. Покажите малышу последо­вательность действий — ведущая рука (чаще правая) вытирает неведущую (чаще левую) руку. При этом сначала вытираются ладони в положении пе­ред собой, ладошками вверх, а затем кисти — движениями к себе и от себя. Хвалите малыша за его старательность и упорство.

9. Снимать штаны и садиться на горшок.
Ма­лыш должен научиться контролировать свой туалет и при позывах к мочеиспусканию садиться на горшок.

Как это делать?
Покажите ребенку, как снимать штаны с резин­кой на поясе. Подведите большие пальцы под внутреннюю сторону пояса и стяните штаны движением вниз — до колен.
Начинайте учить малыша садиться на горшок в полтора-три года. В этом возрасте он уже может сидеть на горшке, сохраняя равнове­сие. Не приучайте ребенка к сидению на горшке насильно. В этом случае вы мо­жете потерпеть неудачу. Просто спросите малыша: «Ты хочешь на горшок?» и в слу­чае утвердительного ответа, помогите ему это сделать.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля