Мой ребенок – лентяй: что делать, если он не хочет помогать маме

Дождаться помощи по дому от современных детей сложно, но можно. Главное – найти подход. Нужно понимать, что если на соседского ребенка действуют кнут и пряник, то на вашего подобные методы воздействия могут и не подействовать. Здесь, как никогда, важны индивидуальный подход и материнское чутье. О том, как стимулировать интерес к труду, Wday.ru рассказала мама и детский психолог Анастасия Кусмарцева.

Когда стоит начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли прививать любовь к труду? Почему желание быть полезным своим родным есть у всех детей, особенно в раннем детстве, а потом оно пропадает совсем? Вспомните, ведь на вопрос «Кто будет пылесосить?» малыш первым вызывается помочь.

Он с удовольствием моет посуду в тазике для ног, вытирает половой тряпкой со стола или вместе с травой на огороде выдергивает едва укоренившиеся огурцы. И при этом чувствует себя очень счастливым: его работа очень важна, он взрослый и приносит пользу маме и папе. По крайней мере, он так думает.

Что делает взрослый в ответ на такую инициативу ребенка? Правильно. Он всячески доказывает ему, что тот заблуждается в своей нужности и полезности. А через несколько лет удивленно вопрошает: «Как из тебя получился такой лентяй?»

Воспитание трудом – одна из важнейших задач в семье. Именно родители отвечают за привитие этой привычки. Все начинается с малого: убрать за собой посуду, застелить утром кровать, разложить игрушки по местам и книжки по полочкам. Но редко найдешь семью, где ребенка приучают к таким правилам изо дня в день, обычно это происходит по настроению родителей. И в этом самая первая ошибка взрослых.

Детский психолог Анастасия Кусмарцева:

Первое, что хотелось бы посоветовать родителям, – это честно взглянуть на себя и членов семьи со стороны. Насколько вы трудолюбивы? Как реагируете на просьбы о помощи близких и ребенка в том числе? Попытки исправить наших детей, не корректируя своего поведения, практически равны нулю. Если здесь у вас проблем нет, подумайте, как обычно вы реагируете на естественное желание помочь со стороны ребенка. Подпитываете ли его? Или ваша первая реакция – отмахнуться, мол, все равно придется переделывать?

Поговорите об этом

Первое, с чего нужно начать – это дать ребенку выполнить посильную ему работу.

Далее разбираемся с тем, а знает ли ваш ребенок, зачем вообще убирать в доме, работать в саду, огороде?

Часто сталкиваюсь с тем, что взрослые забывают одну важную истину «то, что очевидно и понятно взрослому, может быть совсем непонятно ребенку». Для чего нужна вообще эта уборка? Откуда берется чистота? И каких усилий стоит? Даже то, что обед сам себя не готовит. Сядьте и поговорите с ребенком, а что он вообще знает о таких вещах. В спокойной обстановке объясните и покажите.

Никогда не рано

Не стесняйтесь просить помощи у ребенка. Особенно это касается мам, привыкших все брать в свои руки. Распределите семейные обязанности с ранних лет. К примеру, малышу 4 лет можно доверить убирать посуду со стола и кормить кота, а ребенку постарше поручить более ответственное задание. Делегируйте свои обязанности: «Сынок, ты уже такой большой, что я могу тебе доверить эту работу по дому».

Начинайте с раннего возраста, когда желание помочь у детей еще велико, и говорите о своих ожиданиях без обвинений: «Я так устала, мне бы так хотелось, чтобы мне кто-нибудь помог». Рассказывайте о своих желаниях, чаще хвалите и поощряйте инициативу. Ребенка нужно «питать» эмоционально.

5 практических советов

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста еще хорошо работает метод соревнования. Только помните, что ваша задача – не выиграть, а привлечь ребенка к уборке. Так же важно этим методом не злоупотреблять.

Рассказывайте детям сказки на тему детского труда и помощи взрослым. Такие истории можно найти в интернете или придумать самостоятельно.

Сыграйте на любознательности ребенка и заведите дневник наблюдений. Этот метод относится непосредственно к труду в огороде. Для начала расскажите, а лучше покажите видео или фото, как растут деревья, как прорастают семена. Затем предложите завести ребенку дневник наблюдений. Пусть он сам выберет, за каким растением будет наблюдать, возможно, их даже будет несколько. И постоянно записывает свои наблюдения: сегодня семечко дало росток, а сегодня появился первый листик. Или же наблюдения могут быть по временам года. Поиграйте в юного натуралиста.

Воспитываем ответственность и играем на собственности – мой «огород». Выделите ребенку свою грядку, за которую будет ответственен только он. Пусть даже это будет грядка с одним растением или же дерево, которое он посадит сам. Сделайте из этого маленькое официальное событие, возможно, даже с чаепитием.

Праздник своими руками – предложите ребенку устроить веселое игровое мероприятие дома с его друзьями. Но только при одном условии: он сам подготовит комнату к приходу гостей, а потом уберет ее. Поэкспериментировать можно и с угощением.

Давайте вашему ребенку возможность все увидеть, потрогать, попробовать. Делайте вместе. И помните, они учатся на нашем с вами примере.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля